Популярное
30

Как удалось получить человеческий инсулин

  • Опубликовал: Trip008
  • Дата: 30.08.2015, 00:04
  • Просмотров: 2152

 

Систематическое положение изучаемого растения (код)    ____________________;

 

Обоснование ответов:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Регион          ________________________                                  Рабочее место ________

Шифр     ________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 9 класс

 

Морфологическое описание растения

        

План описания:

1.     Жизненная форма растения.

2.     Подземные органы.

3.     Побеги:
а) по функциям;
б) по структуре;
в) по положению в пространстве.

4.     Стебель (форма и опушение)

5.     Листорасположение.

6.     Лист:
а) черешковый, сидячий;
б) наличие прилистника;
в) простой или сложный;
г) жилкование.

7.     Тип соцветия.

8.     Характеристика цветка.

9.     Формула и диаграмма цветка.

10. Определите растение и семейство, к которому оно относится.

 


Имя         __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование спорообразующих бактерий

1. Сравните две культуры спорообразующих бактерий. Отметьте различия в условиях роста и, в связи с этим, особенности физиологии этих организмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выберите одну из культур и приготовьте временный (раздавленная капля) или фиксированный окрашенный препарат, соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

3. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте характер спорообразования и другие особенности морфологии. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

4. Опишите особенности биологии данной группы микроорганизмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Имя         __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование дрожжей

1. Приготовьте окрашенный временный (раздавленная капля) или фиксированный препарат клеток дрожжей, соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте особенности морфологии клеток. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

3. Определите процент жизнеспособных клеток _____________________________

4. Опишите особенности физиологии данной группы микроорганизмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Имя         __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование микроорганизмов из кисломолочных продуктов

1. Приготовьте окрашенный фиксированный или временный (раздавленная капля)  препарат микроорганизмов из кефира (или другого кисломолочного продукта), соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте морфологию клеток. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

3. Опишите особенности биологии этих микроорганизмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4. Укажите организмы, которые используют для приготовления кисломолочных продуктов и их роль в этом процессе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Имя         __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование микроорганизмов из рассола кислой капусты

1. Приготовьте окрашенный временный (раздавленная капля) или фиксированный препарат микроорганизмов из рассола кислой капусты, соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте особенности морфологии клеток. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

3. Отметьте особенности биологии данных микроорганизмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Укажите микроорганизмы, участвующие в приготовлении кислой капусты и их роль на разных этапах этого процесса.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Имя         __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование микроорганизмов воздуха

1. Сравните результаты посева микроорганизмов воздуха в помещении и на улице. Отметьте различия.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выберите одну из бактериальных колоний и приготовьте временный (раздавленная капля) или фиксированный окрашенный препарат, соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

3. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте особенности морфологии клеток. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

4. Напишите, что можно сказать о физиологии данного организма.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Имя         __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование спорообразующих бактерий

1. Сравните две культуры спорообразующих бактерий. Отметьте различия в условиях роста и, в связи с этим, особенности физиологии этих организмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выберите одну из культур и приготовьте временный (раздавленная капля) или фиксированный окрашенный препарат, соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

3. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте характер спорообразования и другие особенности морфологии. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

4. Опишите особенности биологии данной группы микроорганизмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Имя         __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование дрожжей

1. Приготовьте окрашенный временный (раздавленная капля) или фиксированный препарат клеток дрожжей, соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте особенности морфологии клеток. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

3. Определите процент жизнеспособных клеток _____________________________

4. Опишите особенности физиологии данной группы микроорганизмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Имя         __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование микроорганизмов из кисломолочных продуктов

1. Приготовьте окрашенный фиксированный или временный (раздавленная капля)  препарат микроорганизмов из кефира (или другого кисломолочного продукта), соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте морфологию клеток. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

3. Опишите особенности биологии этих микроорганизмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4. Укажите организмы, которые используют для приготовления кисломолочных продуктов и их роль в этом процессе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Имя         __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование микроорганизмов из рассола кислой капусты

1. Приготовьте окрашенный временный (раздавленная капля) или фиксированный препарат микроорганизмов из рассола кислой капусты, соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте особенности морфологии клеток. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

3. Отметьте особенности биологии данных микроорганизмов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Укажите микроорганизмы, участвующие в приготовлении кислой капусты и их роль на разных этапах этого процесса.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Имя         __________________________

Шифр     ___________________________

Задания

практического тура XIХ Всероссийской  биологической олимпиады школьников. Челябинск – 2003 год. 10-11 классы

Лаборатория микробиологии

Оборудование и материалы: микроскоп, спиртовка, предметные и покровные стекла, петли, пипетки, петли; вода, раствор Люголя, фильтровальная бумага, иммерсионное масло; красители (фуксин, метиленовый синий).

Исследование микроорганизмов воздуха

1. Сравните результаты посева микроорганизмов воздуха в помещении и на улице. Отметьте различия.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выберите одну из бактериальных колоний и приготовьте временный (раздавленная капля) или фиксированный окрашенный препарат, соблюдая методику и технику приготовления препарата. Покажите преподавателю.

Оценка за технику ___________

3. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте его. Отметьте особенности морфологии клеток. Покажите преподавателю.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок        Оценка  ______________

4. Напишите, что можно сказать о физиологии данного организма.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задания V этапа XIX Всероссийской
олимпиады школьников по биологии. Челябинск – 2003 год

10 - 11 классы

Задание 1. Задание включает  100 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индексы правильных ответов внесите в матрицу.

1.        Прикрепление к почве и всасывание воды с минеральными веществами у маршанции осуществляется за счет:
а) ксилемы;
б) флоэмы;
в) простых ризоидов; +
г) язычковых ризоидов.

2.        На спорофите ламинарии формируются:
а) женские гаметангии (оогонии);
б) мужские гаметангии (антеридии);
в) спорангии; +
г) оогонии и антеридии.

3.        В течение всей жизни способны расти листья:
а) кокосовой пальмы;
б) сосны;
в) вельвичии; +
г) пихты.

4.        Среди семенных растений сперматозоиды образуются у:
а) гинкго двулопастной; +
б) финиковой пальмы;
в) орхидеи;
г) лиственницы.

5.        В начале ХХ века датский ботаник К. Раункиер выделил у растений:
а) две жизненные формы;
б) три жизненные формы;
в) четыре жизненные формы;
г) пять жизненных форм. +

6.        Устьичный аппарат капусты:
а) аномоцитный;
б) анизоцитный; +
в) парацитный;
г) диацитный.

7.        У хламидомонады светочувствительный глазок
а) находится в оболочке;
б) целиком погружен в цитоплазму;
в) находится в выделительной вакуоли;
г) находится на хроматофоре. +

8.        К хамефитам (по К. Раункиеру) относят:
а) пастушью сумку;
б) мятлик однолетний;
в) бруснику; +
г) тюльпан.

9.        Клетки трансфузионной ткани выполняют функцию:
а) синтеза белка;
б) фотосинтеза;
в) проведения веществ; +
г) образования гемицеллюлозы.

10.    По характеру утолщения оболочек трахеиды могут быть:
а) кольчатыми и спиральными;
б) спиральными и пористыми;
в) пористыми и кольчатыми;
г) кольчатыми, спиральными и пористыми. +

11.    В корнях семенных растений начало феллогену дает(-ют):
а) экзодерма;
б) производные перицикла; +
в) паренхима первичной коры;
г) эндодерма.

12.    Элементарное (простое) соцветие головка образует метелку у:
а) пижмы обыкновенной;
б) сирени обыкновенной;
в) акации серебристой; +
г) костра безостого.

13.    На рисунке изображен поперечный срез корня ириса (Iris germanika). Тип пучка в центральном цилиндре:
а) концентрический;
б) коллатеральный;
в) радиальный; +
г) биколлатеральный.

14.    Масло получают из околоплодника:
а) подсолнечника;
б) кукурузы;
в) маслин; +
г) горчицы.

15.    У диатомовых водорослей:
а) преобладает гаплоидное поколение;
б) преобладает диплоидное поколение;
в) диплоидна только зигота;
г) гаплоидны только гаметы. +

16.    В отличие от всех покрытосеменных у голосеменных отсутствует:
а) камбий;
б) вторичная ксилема;
в) перикарпий; +
г) семядоли.

17.    Грамположительные и грамотрицательные бактерии различаются:
а) строением клеточной стенки; +
б) строением цитоплазматической мембраны;
в) количеством рибосом;
г) способом спорообразования.

18.    Актиномицеты относятся к:
а) грибам;
б) цианобактериям;
в) микоплазмам;
г) бактериям. +

19.    Не имеют клеточной стенки:
а) бациллы;
б) риккетсии;
в) стрептококки;
г) микоплазмы. +

20.    Микроорганизмы, нуждающиеся в факторах роста, называются:
а) ауксотрофами; +
б) прототрофами;
в) олиготрофами;
г) фототрофами.

21.    Бациллы это:
а) грамположительные спорообразующие палочки; +
б) грамотрицательные спорообразующие палочки;
в) грамотрицательные неспорообразующие палочки;
г) грамположительные неспорообразующие палочки.

22.    У семенных растений начало заложения бокового корня дает:
а) экзодерма;
б) эндодерма;
в) перицикл; +
г) паренхима коры.

23.    Запасные питательные вещества и багрянковый крахмал характерны для водорослей:
а) зеленых;
б) красных; +
в) бурых;
г) диатомовых.

24.    Формула цветка ландыша:
а) Ч3 Л3 Т6 П1;
б) Ч3 Л3 Т3+3 П(3);
в) О3+3 Т6 П(1);
г) О(3+3) Т3+3 П(3).+

25.    Самец медоносной пчелы (трутень) имеет хромосомный набор:
а) гаплоидный; +
б) диплоидный;
в) триплоидный;
г) тетраплоидный.

26.    При захвате насекомых насекомоядные растения получают из них:
а) воду, которая необходима для жизненных процессов при произрастании на сухой почве;
б) фосфор, который необходим для синтеза белка;
в) углеводы, так как они не могут образовываться в достаточном количестве при фотосинтезе;
г) азот, который необходим для синтеза белка. +

27.   На рисунке изображен промышленный способ ловли рыбы:
а) ярусом;
б) тралом;
в) кошельковым неводом; +
г) дрифтерной сетью.

28.    Свободноплавающие планктонные личинки имеются у таких бентосных морских организмов как:
а) нематоды, иглокожие, многощетинковые черви;
б) коловратки, коралловые полипы, иглокожие;
в) оболочники, иглокожие, коралловые полипы; +
г) двустворчатые моллюски, оболочники, нематоды.

29.    К животным с билатеральным типом симметрии относятся:
а) аскарида, актиния, майский жук;
б) губка-бадяга, дождевой червь, устрица;
в) каракатица, луна-рыба, морской еж;
г) краб, ланцетник, голотурия. +

30.    Органы слуха (тимпанальные органы) у цикад расположены:
а) на голенях передних ног;
б) у основания крыльев;
в) по бокам первого членика брюшка; +
г) по бокам головы.

31.    Некоторые виды мух-журчалок имеют такую же черно-желтую полосатую окраску тела, как и осы. Это является проявлением:
а) бейтсовской мимикрии; +
б) мюллеровской мимикрии;
в) дивергентного сходства;
г) случайного сходства.

32.    Челюсти для захвата пищи в ходе эволюции хордовых впервые появились у:
а) щитковых;
б) панцирных рыб; +
в) хрящевых рыб;
г) костных рыб.

33.    У птиц строение легких:
а) в виде простых мешков;
б) губчатое; +
в) ячеистое;
г) альвеолярное.

34.    Диким предком домашней кошки является:
а) камышовый кот;
б) манул;
в) степная кошка; +
г) рысь.

35.    Основной конечный продукт обмена, выводимый из организма, у рептилий:
а) аммиак;
б) креатин;
в) мочевина;
г) мочевая кислота. +

36.    На рисунке изображен силуэт хищной птицы:
а) сокола;
б) луня;
в) ястреба;
г) коршуна. +

37.    Термиты известны тем, что разрушают постройки в тропиках, поедая древесину. Эта способность объясняется тем, что:
а) в их кишечнике есть симбиотические микроорганизмы, перерабатывающие целлюлозу; +
б) у них есть особые ферменты, расщепляющие растительную клетчатку;
в) кормя друг друга, они осуществляют более эффективное “коллективное пищеварение”;
г) взрослые термиты вообще не питаются, а лишь измельчают древесину, используя ее при строительстве термитников.

38.    Прямые предки китообразных и ластоногих:
а) хоботные;
б) грызуны;
в) насекомоядные;
г) хищные. +

39.    Одним из основных отличительных признаков зайцеобразных от грызунов является:
а) отсутствие когтей на задних конечностях;
б) наличие второй пары резцов на верхней челюсти; +
в) наличие подшерстка;
г) отсутствие желез внешней секреции.

40.    На рисунке изображены артериальные дуги:
а) двоякодышащей рыбы;
б) бесхвостого земноводного;
в) хвостатого земноводного; +
г) пресмыкающегося.

41.    Происхождения крыла птицы от свободной передней конечности свойственной четвероногим позвоночным наглядно иллюстрируется на примере птенцов:
а) страуса;
б) киви;
в) гоацина; +
г) пингвина.

42.    Использование огня и зачатки членораздельной речи впервые появились у:
а) австралопитеков (род Australopithecus);
б) человека умелого (Homo habilis);
в) человека прямоходящего (Homo erectus); +
г) человека неандертальского (Homo neanderthalensis).

43.    Возбудители заболевания - кожного лейшманиоза могут передаваться человеку:
а) при укусе москита; +
б) при поедании непрожаренного мяса;
в) при купании в зараженных водоемах;
г) воздушно-капельным путем.

44.    На рисунке под индексом А представлен
череп:

а) Homo sapiens sapiens;
б) Homo sapiens neandertalensis;
в) Homo erectus; +
г) Australopithecus.

45.    Центры слюноотделения находятся в:
а) среднем мозге;
б) мозжечке;
в) промежуточном мозге;
г) продолговатом мозге. +

46.    Регуляция движений желудка может осуществляться гуморальным путем. Тормозит движения желудка:
а) гастрин;
б) холин;
в) гистамин;
г) адреналин. +

47.    От объема крови форменные элементы составляют:
а) 25 %;
б) 45 %; +
в) 65 %;
г) 85 %.

48.    Гормоном, взаимодействующим не с мембранными, а ядерными рецепторами клетки-мишени является:
а) адреналин;
б) инсулин;
в) гормон роста;
г) трийодтиронин. +

49.    Основное положение принципа Дейла состоит в том, что:
а) в каждом нейроне количество "входных" синапсов равно количеству "выходных";
б) во всех синаптических окончаниях нейрона выделяется один и тот же медиатор; +
в) один нейрон может иметь только один аксон;
г) нервный импульс возникает с наибольшей вероятностью в аксонном холмике нейрона.

50.    Запястно-пястный сустав I пальца руки является:
а) двуосным седловидным; +
б) двуосным эллипсовидным;
в) трехосным шаровидным;
г) трехосным плоским.

51.   На рисунке изображена соединительная ткань:
а) костная;
б) хрящевая;
в) жировая;
г) волокнистая. +

52.    Синхронность сокращения мышечных клеток левого желудочка сердца достигается за счет того, что:
а) волокна проводящей системы иннервируют каждую клетку сердца;
б) клетки миокарда желудочков связаны между собой электрическими синапсами, что обеспечивает быстрый охват возбуждением всех клеток; +
в) активность пейсмекеров желудочков синхронизируется волокнами симпатического отдела вегетативной нервной системы;
г) возбуждение клеток миокарда желудочков развивается в ответ на наполнение желудочков кровью и поэтому возникает практически одновременно во всех клетках.

53.    Аксонный транспорт это:
а) система транспортных белков в мембране аксона;
б) проведение нервного импульса вдоль аксона от аксонного холмика до окончания;
в) перемещение химических веществ и органоидов вдоль аксона с помощью специальных внутриклеточных белковых систем; +
г) система обратного поглощения медиатора из синаптической щели.

54.    Видовая самостоятельность трех видов бабочек из семейства белянок – капустницы, брюквенницы и репницы - поддерживается существованием между ними изоляции:
а) географической;
б) экологической; +
в) этологической;
г) хронологической.

55.    Из центров происхождения культурных растений (по Н.И.Вавилову) родиной капусты и свеклы является:
а) южно-азиатский;
б) восточно-азиатский;
в) средиземноморский; +
г) абиссинский.

56.    Голубая сорока (Cyanopica cyanus) обитает на Пиренейском полуострове, а также в восточном Китае и Приморье. Такая конфигурация видового ареала объясняется:
а) выселением из общего центра видообразования в двух направлениях;
б) миграцией
с востока на запад и образованием вторичной популяции;
в) резким сокращением и разрывом ранее единого ареала во время последнего оледенения; +
г) существованием видов-двойников.

57.    Популяция может увеличивать численность экспоненциально:
а) когда ограничена только пища;
б) при освоении новых мест обитания; +
в) только в случае отсутствия хищников;
г) только в лабораторных условиях.

58.    На самочувствие человека оказывают положительное воздействие:
а) полное отсутствие звуков (полнейшая тишина);
б) положительно заряженные ионы;
в) отрицательно заряженные ионы; +
г) ультра- и инфразвуки.

59.    На рисунке представлен пример межвидовых отношений. Наездник по отношению к тле является:
а) паразитом;
б) паразитоидом; +
в) хищником;
г) жертвой.

60.    Вид или любая другая систематическая категория возникшая и первоначально эволюционированная в данном месте называется:
а) эндемиком;
б) автохтоном; +
в) реликтом;
г) аборигеном.

61.    Человеческий инсулин, необходимый для лечения больных сахарным диабетом, сейчас производят в промышленных масштабах при помощи бактерии Escherichia coli. Этого удалось добиться, применив метод:
а) искусственного мутагенеза;
б) клеточной гибридизации;
в) клонирования;
г) генной инженерии. +

62.    Полипептидные цепи синтезируютса на рибосомах, находящихся:
а) в цитозоле и модифицируются в аппарате Гольджи;
б) мембране эндоплазматической сети, и модифицируются в аппарате Гольджи; +
в) в цитозоле и модифицируются в люмене лизосомы;
г) в цитозоле и модифицируются в цитозоле

63.    Фиксация бактерией N2 ведет к:
а) образованию ионов аммония и синтезу аминокислот; +
б) образованию ионов аммония и выделению их клетками (аммонификации);
в) образованию аммония, который затем может быть окислен до нитрата с получением энергии;
г) накоплению азота в газовых вакуолях.

64.    В триптофановой тРНК антикодон ЦЦА. Кодоном для триптофана является:
а) УГГ; +
б) ААЦ;
в) ГГТ;
г) ГГЦ.

65.    Белок состоит из одной полипептидной цепи, начинающейся с тирозина, и содержит 56 аминокислот. Длина его мРНК может быть:
а) 152 нуклеотида;
б) 168 нуклеотидов;
в) 112 нуклеотидов;
г) 205 нуклеотидов. +

66.    Фермент супероксиддисмутаза, участвующий в метаболизме супероксид-радикала отсутствует у:
а) крысы;
б) беспозвоночных;
в) всех аэробов;
г) у облигатных анаэробов. +

67.    В постабортивный период:
а) снижается инсулин-глюкагоновый индекс, увеличивается внутриклеточная концентрация сАМР, ускоряется распад гликогена; +
б) увеличивается инсулин-глюкагоновый индекс (отношение инсулин/глюкагон в периферической крови), уменьшается внутриклеточная концентрация сАМР, ускоряется распад гликогена;
в) снижается инсулин-глюкагоновый индекс, ингибируется фосфодиэстераза, ускоряется глюконеогенез;
г) увеличивается инсулин-глюкагоновый индекс, увеличивается внутриклеточная концентрация сАМР, стимулируется глюконеогенез.

68.    Рестриктазы узнают в ДНК симметричную последовательность (палиндром). Сколько разных рестриктаз, узнающих последовательность из 6 нуклеотидов может существовать:
а) 64; +
б) 216;
в) 1296;
г) 4096.

69.    Биохимик получил образец растения от коллеги, который заметил, что у данного растения устьица днём закрыты. Биохимик установил, что радиактивная двуокись углерода, поглощенная ночью, сначала находится в органических кислотах вакуоли, а в течение дня метка переходит в сахара, образуемые в хлоропластах. Биохимик сделал вывод:
а) растение фиксирует углерод по типу САМ; +
б) растение является растением типа С4;
в) реакции фиксации углерода происходят в разных клетках;
г) растение использует митохондрии вместо хлоропластов.

70.    При скрещивании мутантов хламидомонады, лишенных фототаксиса, с хламидомонадами с  нормальным фототаксисом половина потомства имела фототаксис, а половина - нет. Это может объясняться тем, что:
а) мутация доминантна;
б) мутация рецессивна;
в) хламидомонада - гаплоидный организм; +
г) мутантные хламидомонады гетерозиготны.

71.    В Японии обнаружены две популяции черных крыс (Rattus rattus), имеющие в кариотипе 38 и 42 хромосомы. Они могли возникнуть в результате:
а) аллопатрического видообразования;
б) автополиплоидии;
в) межвидовой гибридизации;
г) хромосомной аберрации. +

72.    Перечислены процессы: 1) плавление, 2) рестрикция, 3) отжиг, 4) элонгация, 5) терминация, 6) инициация. Один цикл ПЦР последовательно включает в себя:
а) 3–1–4–2;
б) 1–3–4; +
в) 1–3–2;
г) 3–1–2–5.

73.    В тканях бифосфоглицерат (БФГ) связывается с гемоглобином, облегчая выделенеие О2 из его окисленной формы, причем:
а) 2,3-БФГ может присоединяться только к оксигемоглобину;
б) 2,3-БФГ может присоединяться только к дезоксигемоглобину, имеющему большую центральную полость; +
в) 2,3-БФГ может связываться только с карбоксигемоглобином;
г) основная масса 2,3-БФГ синтезируется в тканях из 1,3-БФГ.

74.    Различные бактерии используют самые разнообразные реакции для обеспечения энергией. Из перечисленных реакций, не используется живыми организмами:
а) CH4 + H2OCO2 + H2; +
б) H2 + NO3-- + H+ → N2 + H2O;
в) CO2 + H2 → CH4 + H2O;
г) FeS2 + O2 +H2OFe(OH)3 + SO42- +H+.

75.    В последнее время появились данные, что маргарин вреднее для здоровья, чем сливочное масло. Это связано с тем, что в маргарине по сравнению с маслом:
а) больше нейтральных жиров и меньше фосфолипидов;
б) в жирах больше транс- изомеров ненасыщенных жирных кислот; +
в) больше холестерина;
г) больше машинного масла.

76.    Если на мембране опухолевых клеток присутствуют антигены гистосовместимости MHCI, то эти клетки будут хуже уничтожаться:
а) Т-киллерами;
б) активированными макрофагами;
в) факторами некроза опухолей (TNF);
г) природными киллерами (NK-клетками). +

77.    Из перечисленных веществ роль вторичного мессенджера в клетках млекопитающих не выполняет:
а) цАМФ;
б) цГМФ;
в) ион SO42–; +
г) NO (оксид азота II).

78.    β-адренэргический рецептор человека и бактериородопсин объединяет то, что они оба:
а) являются продуктами альтернативного сплайсинга одного и того же гена;
б) чувствительны к повышению концентрации адреналина во внеклекточной среде;
в) относятся к суперсемейству белков, пронизывающих плазматическую мембрану ровно 7 раз; +
г) ни один из ответов а)-в) не является верным.

79.    В результате исследования МАР-киназного каскада у дрожжей был выявлен белок Ksr, способный связываться сразу с несколькими ферментами каскада. Молекулярные биологи предположили, что:
а) Ksr выступает в роли «каркаса», опосредующего взаимодействие киназ; +
б) Ksr способен ингибировать весь киназный каскад сразу;
в) киназный каскад связан с плазмалеммой;
г) Ksr является протоонкогеном.

80.    Обычный способ иммунизации против бактериальных инфекций включает использование живых вакцин. Живые вакцины это:
а) низкая доза инфекционных бактерий, принимаемых для профилактики;
б) доза модифицированного штамма бактерий, сохраняющих иммуногенность, но не патогенных; +
в) низкая доза токсина, продуцируемого бактерией;
г) образец клеток человека, который ранее был вылечен от этой болезни.

81.    Экспрессия генов эукариот может контролироваться:
а) только на уровне транскрипции;
б) только на уровне трансляции;
в) только на уровнях транскрипции и трансляции;
г) на уровнях транскрипции, трансляции, процессинга РНК, активности белка. +

82.    Геномный импринтинг заключается в том, что:
а) гены, «доставшиеся» организму от матери, экспресиируются, а «доставшиеся» от отца – нет;
б) гены, «доставшиеся» организму от отца, экспресиируются, а «доставшиеся» от матери – нет;
в) некоторые гены организма экспрессируются в его клетках только если они достались ему от матери, а некоторые – если достались ему от отца; +
г) в клетках организма экспрессируется половина генов, «доставшихся» ему от матери, и вторая половина генов отца.

83.    Фиксированные комплексы движений (ФКД) - важнейший компонент поведения. Из приведенных ниже утверждений неверным по отношению к ФКД является:
а) ФКД - высоко стереотипное инстинктивное поведение;
б) ФКД осуществляются по принципу тригера в ответ на стимулы внешней среды и однажды начавшись продолжаются до своего завершения;
в) ФКД уменьшают адаптивное значение поведения; +
г) обычно ФКД вызывает один или два ключевых стимула, которые связаны с важным объектом.

84.    Вероятность того, что среди 4 детей гетерозиготных родителей (Аа х Аа), трое будут иметь доминантный фенотип составляет:
а) 42%; +
б) 56%;
в) 36%;
г) 60%.

85.    После кораблекрушения 20 человек (соотношение полов 1:1) добрались до необитаемого острова и образовали новую, полностью изолированную популяцию. Двое из них были носителями гена цистофиброза – с (т.е. они были гетерозиготны по этому гену). Этот ген с – в гомозиготном состоянии вызывает цистофиброз (муковисцидоз). Учитывая, что частота этой аллели с ростом популяции не меняется, определите, какова будет частота встречаемости муковисцидоза на острове.
а) 0,0025 %; 
б) 0,05 %;
в) 0,25 %; +
г) 0,5 %.

86.    Представьте, что аллель b, сцепленный с полом, рецессивен и летален (летальный ген вызывает гибель зиготы или эмбриона). Мужчина вступил в брак с женщиной гетерозиготной по этому гену. Если у этой супружеской пары несколько детей, то соотношение полов среди детей (девочки :  мальчики) составляет:
а) 1    :     1;
б) 2    :     0;
в) 3    :     1;
г) 2    :     1. +


87.    С помощью генеалогического метода изучали два, сцепленных с Х-хромосомой генетических дефекта: дальтонизм и отсутствие фермента в эритроцитах. Результаты показаны на генеалогическом дереве. Показывает (-ют), что произошел кроссинговер индивидуум (-мы):
а) 8 и 9;
б) 1;
в)
7 и 8;
г) 7 и 9. +

88.    Основное отличие между гетерохроматином и эухроматином состоит в том, что:
а) гетерохроматин находится только около центромер; эухроматин находится недалеко от конца хромосом;
б) Х-хромосома состоит из эухроматина; гетерохроматин находится в У- хромосоме;
в) гетерохроматин находится в ДНК у прокариот; эухроматин находится только в ДНК у эукариот;
г) гетерохроматин не транскрибируется, но эухроматин часто транскрибируется. +

89.    При скрещивании двух растений с красными цветами в потомстве наблюдались растения с красными и с белыми цветами в соотношении 9:7. Окраска цветов контролируется:
а) одним геном, красный аллель доминантен;
б) двумя генами, действующими независимо;
в) двумя сцепленными генами;
г) двумя комплементирующими генами. +

90.    При дигибридном скрещивании и неполном доминировании по одному гену количество возможных фенотипов равно:
а) 4;
б) 6; +
в) 8;
г) 16.

91.    При скрещивании двух линий белых мышей все мыши первого поколения были черными, а во втором были белые  и черные мыши. Окраска шерсти:
а) контролируется одним геном, белый цвет доминантен;
б) контролируется одним геном, белый цвет рецессивен;
в) контролируется двумя генами, белый цвет доминантен;          
г) контролируется двумя генами, белый цвет рецессивен. +

92.    Количество вариантов генотипов, которое получается во втором поколении при дигибридном скрещивании, равно:
а) 4;
б) 6;
в) 8;
г) 9. +

93.    Кроссинговер между генами А и В происходит у 5% гибридов, а между генами В и С - у 3% гибридов. Кроссинговер между генами А и С может происходить у:
а) 1,66%  гибридов;
б) 2% гибридов; +
в) 4% гибридов;
г) 6% гибридов.

94.    При скрещивании  растений душистого горошка с красными и белыми цветами в первом поколении все растения были с розовыми цветами, а во втором имелись растения с белыми, розовыми и красными цветами. Скрещивание растений с красными и розовыми цветами даст в третьем поколении растения с:
а) белыми, красными и розовыми цветами, 1:1:2;
б) растения с белыми и красными цветами, 1:3;
в) растения с красными и розовыми цветами, 1:1; +
г) растения с красными и розовыми цветами 1:3.

95.    При скрещивании дрожжей, образующих неокрашенные колонии, с дрожжами, образующими красные колонии, в первом поколении:
а) все колонии красные;
б) все колонии белые;
в) наблюдается расщепление 1 : 1; +
г) наблюдается расщепление 1 : 3.

96.    В пробирку с питательной смесью поместили 5 гомозиготных самок дрозофилы с нормальными крыльями и 3 гомозиготных самца с укороченными крыльями. Потомков каждого поколения изолировали от родителей и позволяли им свободно скрещиваться.  Отношение мух с нормальными и укороченными крыльями в пятом поколении будет:
а) 5 : 3;
б) 3 : 1; +
в) 1 : 1;
г) 8 : 3.

97.    Мужчина, у отца которого была группа крови 0, а у матери - группа крови А, имеет группу крови А. Он женится на женщине с группой крови АВ. Вероятность рождения от этого брака  ребенка с группой крови А:
а) 0,125;
б) 0,375;
в) 0,5; +
г) 0,25.

98.    У человека темные волосы доминируют над светлыми, а раннее облысение - наследственный доминантный признак. Гены обоих признаков находятся на аутосомах и не сцеплены. Темноволосый мужчина с ранним облысением женился на блондинке с нормальными волосами. От этого брака родились светловолосый сын с ранним облысением и темноволосая девочка с нормальными волосами. Вероятность того, что следующим ребенком в этой семье будет светловолосый мальчик с нормальными волосами:
а) 0,125; +
б) 0,25;
в) 0,375;
г) 0,5.

99.    У человека серый цвет глаз является доминантным признаком по отношению к голубому, а отсутствие потовых желез - рецессивным признаком, сцепленным с полом. У сероглазой женщины с нормальными потовыми железами и сероглазого мужчины лишенного потовых желез, родился голубоглазый сын, не имеющий потовых желез. Вероятность рождения у этой пары сероглазого сына с нормальными потовыми железами:
а) 1\8;
б) 1\4;
в) 3\16; +
г) 1\16.

100.В пробирку с питательной смесью поместили 9 самок дрозофилы с белыми глазами и 3  самца с красной окраской глаз. Потомков каждого поколения изолировали от родителей и позволяли им свободно скрещиваться.  Отношение самцов с красными и белыми глазами в восьмом поколении будет:
а) 1 : 1;
б) 1 : 2; +
в) 1 : 3;
г) 1 : 4.

 

Задание 2. Задание включает 30 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Индексы правильных ответов внесите в матрицу.

1.        В бактериальной клетки могут быть компоненты:
а) пили; +
б) рибосома; +
в) лизосома;
г) хромосома; +
д) хлоросома. +

2.        Конечными продуктами бактериальных брожений могут быть кислоты:
а) молочная; +
б) поли-гидроксимасляная;
в) масляная; +
г) серная;
д) муравьиная. +

3.        К микроскопическим грибам относятся:
а) пенициллы; +
б) сахаромицеты; +
в) микромицеты; +
г) планктомицеты;
д) актиномицеты.

4.        Представителями домена (царства) Bacteria являются:
а) микоплазмы; +
б) молочнокислые бактерии; +
в) актиномицеты; +
г) цианобактерии; +
д) галобактерии;

5.        У ламинарии сахарной:
а) в оогонии образуется одна яйцеклетка; +
б) в оогонии формируется несколько яйцеклеток;
в) в каждом антеридии образуется по одному сперматозоиду; +
г) в каждом антеридии формируется несколько (много) сперматозоидов;
д) гаметофит обоеполый.

6.        К гемикриптофитам относят:
а) луговой чай; +
б) веронику лекарственную; +
в) тюльпан Грейга;
г) клевер ползучий; +
д) майник двулистный.

7.        Васкулярные меристемы образуют:
а) протофлоэму; +
б) протоксилему; +
в) метафлоэму; +
г) метаксилему; +
д) эпидерму.

8.        Автогамия встречается у таких простейших как:
а) корненожки;
б) жгутиконосцы;
в) солнечники; +
г) споровики;
д) инфузории. +

9.        Способность китообразных нырять на большую глубину и долго находиться под водой связана с: 
а) повышенной кислородной емкостью крови; +
б) высоким содержанием в мышцах белка миоглобина; +
в) пониженной чуствительностью дыхательного центра к накоплению в крови углекислого газа; +
г) перераспределением больших объемов крови от мышц к сосудам мозга и сердечной мышцы; +
д) “чудесной сетью” капилляров. +

10.    При резком повышении давления у человека:
а) частота пульсации барорецепторов увеличивается; +
б) сосудосуживающий центр тормозится по механизму пессимального торможения Введенского; +
в) частота импульсов в депрессорном нерве возрастает; +
г) депрессорный нерв, несущий эфферентацию к артериолам, обусловливает их расширение;
д) вегетативная нервная система может обеспечить рефлекторное расширение всех типов сосудов.

11.    Известно, что окситоцин и вазопрессин синтезируются в клетках супраоптического и паравентрикулярного ядер гипоталамуса, а накапливаются в задней доле гипофиза, куда они доставляются с помощью аксонного транспорта. Выберите утверждения, правильно характеризующие эту систему:
а) Ген ОХТ кодирует последовательности аргинин-вазопрессина и нейрофизина I.
б) Ген ARVP кодирует последовательность аминокислот в аргинин-вазопрессине и нейрофизине II. +
в) Ген ОХТ кодирует нонапептид окситоцин и нейрофизин I. +
г) Ген AVRP кодирует нонапептид окситоцин и нейрофизин II.
д) Нейрофизины – специфические протеинкиназы, инактивирующие окситоцин и вазопрессин.

12.    Некоторые амфифильные вещества могут способствовать перенесению ионов Н+ через внутреннюю мембрану митохондрий, минуя Н+-АТФсинтазу и уничтожая таким образом Δμ Н+. Охарактеризуйте данные соединения:
а) эти вещества названы разобщителями;
б) данный процесс назван дыхательным контролем.
в) в этом процессе могут участвовать стеариновая и пальмитиновая жирные кислоты. +
г) при этом коэффициент Р/О снижается, большая часть энергии выделяется в виде квантов света.
д) в этом процессе может принимать участие динитрофенол. +

13.    Периодические колебания численности (популяционные волны), наблюдаемые у  хищников и фитофагов, входящих в состав одного биоценоза:
а) никак не связаны друг с другом;
б) полностью совпадают по времени и амплитуде;
в) находятся в противофазе;
г) у хищников всегда запаздывают по отношению к фитофагам; +
д) у хищников имеют меньшую амплитуду, чем у фитофагов. +

14.    Большие гнездовые колонии чистиковых птиц на севере называют “птичьими базарами”. Их возникновение связано с тем, что:
а) не хватает удобных мест для устройства гнезд; +
б) гнездящиеся здесь птицы всегда охотятся большими стаями;
в) птенцам легче выжить, так как возвращающиеся с добычей взрослые птицы кормят не только своих птенцов, а всех подряд;
г) в таких скоплениях температура среды всегда выше, поэтому меньше энергии тратится на обогрев птенцов;
д) коллективная защита птенцов от хищников более эффективна. +

15.    В состав "гиппарионовой фауны" входили следующие виды животных:
а) пещерный медведь;
б) саблезубый тигр;
+
в) мастодонты;
+
г) жирафы;
+
д) овцебыки.

16.    Донором электрона при фотосинтезе у бактерий может быть:
а) вода; +
б) сероводород; +
в) аммоний;
г) молекулярный водород; +
д) двухвалентное железо. +

17.    Окраска по Граму включает этапы: окраска клеток на мазке генциан-виолетом, последующая обработка йодом, последующая обработка спиртом, докрашивание красителем альтернативного (например, красным) цвета. Различие в окраске грамположительных и грамотрицательных бактерий (отсутствие окрашивания у грамотрицательных бактерий) обусловлено тем, что:
а) у грамположительных комплекс генцианфиолетового с йодом связывается с муреином, которого много, и прочно им удерживается, а у грамотрицательныхмуреина мало; +
б) грамотрицательные бактерии не содержат муреин, и поэтому связывания не происходит;
в) клеточная стенка грамотрицательный бактерий очень тонка и легко разрушается под действием спирта;
г) грамотрицательные бактерии, как правило, окружены капсулой, не проницаемой для йода;
д) проявляются разные пигменты у грамположительных и грамотрицательных бактерий.

18.    Хемолитотрофы могут использовать в качестве источника энергии:
а) молекулярный водород; +
б) сульфат аммония; +
в) сульфид железа; +
г) Na-соли 3-валентного фосфора;
д) хлорид ртути (сулему).

19.    Роль внеклеточных полисахаридов у бактерий заключается в обеспечении:
а) прикрепления клетки к частицам субстрата; +
б) образовании биопленки; +
в) антигенных свойств; +
г) защиты от высыхания; +
д) защиты от выедания животными.

20.    Микоплазмы устойчивы к пенициллину, действующему на синтез муреина,  т.к. они:
а) не имеют клеточной стенки; +
б) синтезируют псевдомуреин;
в) не образует стеролы, взаимодействие с которыми необходимо для активации антибиотика;
г) содержат в клеточной стенке хитин;
д) синтезируют внеклеточные ферменты, разлагающие антибиотик до проникновения в клетку.

21.    Приведенные реакции описывают определенный процесс:
1.
ROOH + Me(n)+ →ROO• + Me(n-1)+ + H+
2. R• + O2 → ROO•
3. ROO• + RH → ROOH + R•
4. ROO• + ROO• → ROOR+ O2
5. ROO• + R• →ROOR
6. R
• +
R• →RR
Данный процесс:
а) назван альдольной конденсацией;
б) назван перекисным окислением липидов; +
в) тормозится липооксигеназами;
г) тормозится антиоксидантами; +
д) не протекает в тканях без патологических изменений.

22.    Указанная реакция (сукцинат ←→ фумарат):
а) сопряжена с восстановлением FAD;+
б) сопряжена с восстановлением NAD+;
в) необратимо ингибируется малонатом;
г) сопряжена с гидролизом АТФ;
д) конкурентно ингибируется малонатом. +

23.    За счет работы дыхательной цепи на внутренней митохондриальной мембране создается трансмембранный градиент протонов, являющийся по сути запасенной энергией. Энергия этого градиента в живых клетках используется напрямую для:
а) синтеза АТФ из АДФ и неорганического фосфата F0/F1-АТФ-синтазным комплексом; +
б) синтеза пирофосфата пирофосфатазой; +
в) для переноса глюкозы через митохондриальную мембрану;
г) для переноса через митохондриальную мембрану адениловых нуклеотидов; +
д) для обратного переноса электронов с хинона на НАД+ в НАДН-дегидрогеназном комплексе. +

24.    Реакционная смесь для проведеня ПЦР (полимеразной цепной реакции), кроме исследуемой ДНК в буферном растворе должна содержать:
а) ДНК-полимеразу III;
б) дАТФ, дГТФ, дЦТФ, дТТФ; +
в) два различных праймера в больших концентрациях; +
г) Taq-полимеразу; +
д) ионы Mg2+.+

25.    Концентрация субстрата, при которой скорость реакции составляет половину максимальной, обозначается как КМ (константа Михаэлиса).
V=Vmax|S|/(KM + |S|)
Охарактеризуйте сущность процессов, зависящих от ее величины:
а) чем больше КМ, тем меньше сродство фермента к субстрату; +
б) чем меньше КМ, тем больше сродство фермента к субстрату; +
в) если реакция обратима, то взаимодействие фермента с субстратом прямой реакции отличается от такового для субстрата обратной реакции; +
г) реакции, носящие ярко выраженный экзэргонический характер, рассматриваются как физиологически необратимые; +
д) физиологически необратимыми являются реакции, имеющие ярко выраженный эндэргонический характер.

26.    В анаэробных условиях NADH+H+, образовавшийся в гликолизе, идет на восстановление пирувата. Охарактеризуйте этот процесс:
а) пируват при этом восстанавливается до лактата; +
б) пируват при этом восстанавливается до оксалоацетата;
в) NADH+H+ поступает в цепь переноса электронов, взаимодействуя с комплексом II (сукцинатдегидрогеназой);
г) отношение NADH+H+/ NAD+ – главный показатель, характеризующий энергетический заряд клетки;
д) NADH+H+ непосредственно взаимодействует с оксидоредуктазой в цепи переноса электронов.

27.    цАМФ-зависимая протеинкиназа (А-киназа) мышц:
а) фосфорилирует большую часть молекул гликогенфосфорилазы, обеспечивающей фосфоролиз гликогена;
б) активирует и форилирует киназу фосфорилазы, фосфорилирующую и активирующую гликогенфосфорилазу, осуществляющую фосфоролиз гликогена; +
в) активируется комплексом Са2+-кальмодулин и ионами Са2+;
г) активирует гликогенсинтазу с помощью ее фосфорилирования;
д) фосфорилирует ингибитор-I, предотвращающий дефосфорилирование регуляторных ферментов. +

28.    В лаборатории N выведены мутантные мыши, у которых отсутствует киназа фосфорилазы. В обычных условиях они не отличаются по двигательной активности от мышей контрольной группы, так же долго плавают, но при этом гликоген в их мышцах расходуется. Охарактеризуйте особенности метаболизма и поведения данных мышей:
а) если такую мышь напугать (например, кошкой), то вместо стремительного бега у нее начнутся судороги в результате невозможности срочной и интенсивной мобилизации гликогена; +
б) если такую мышь напугать (например, кошкой), то ее двигательная реакция не будет отличаться от мышей контрольной группы;
в) если такую мышь напугать (например, кошкой), то вместо стремительного бега у нее начнутся судороги в результате сердечной недостаточности;
г) при умеренных нагрузках нефосфорилированная фосфорилаза может активироваться аллостерически без фосфорилирования; +
д) при умеренных нагрузках возможно фосфорилирование гликогенфосфорилазы без участия киназы фосфорилазы с помощью киназы С.

29.    При скрещивании двух  сортов гороха, различающихся по трем признакам, все растения первого поколения имели фенотип одного из родителей, а во втором наблюдались четыре фенотипа. Можно предположить, что:
а) признаки определяются 3-мя разными генами, наследуемыми независимо;
б) два признака определяются одним геном; +
в) наблюдается комплементарное взаимодействие генов;
г) наблюдается эпистатическое взаимодействие генов,
д) признаки определяются 3-мя генами, два из которых наследуются сцеплено. +

30.    При самоопылении растений, полученных от скрещивания двух родительских линий с красными цветами, получены растения с красными и белыми цветами в соотношении 15:1. Белый цвет может определяться:
а) рецессивными аллелями двух генов, хотя бы один из которых находится в гомозиготном состоянии;
б) рецессивными аллелями двух генов, оба из которых находятся в гомозиготном состоянии; +
в) рецессивным аллелем одного гена в гомозиготном состоянии, но растение гексаплоидное;
г) рецессивным аллелем одного гена в гомозиготном состоянии, но растение тетраплоидное; +
д) рецессивными аллелями трех генов, хотя бы два из которых находятся в гомозиготном состоянии.

Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (30 суждений).

1.        Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.

2.        По физическому состоянию млечный сок растений – это эмульсия. +

3.        Эндоспоры являются способом размножения бактерий.

4.        Гелиофиты являются экологической группой растений, существующей в условиях избытка солнечного света. +

5.        Удаление плодового тела трутовика со ствола дерева избавляет растение от паразита.

6.        Эндосперм покрытосеменных растений является видоизменённым женским гаметофитом.

7.        Якобсонов орган рудиментарен или отсутствует у ластоногих, некоторых рукокрылых, узконосых обезьян и человека. +

8.        У большинства многоножек, стрекоз и перепончатокрылых вертлуг двучлениковый. +

9.        У сверчков одна и та же «песня» (стрекотание) может обеспечивать встречу полов, инициировать начало спаривания, а также способствовать охране территории.

10.    Птицы, для которых характерен гнездовой паразитизм, не могут воспроизводить движения связанные с гнездованием.

11.    Металлически-синяя окраска перьев птиц обусловлена их физическим строением. +

12.    Киты не могут ощущать запахи, так как они не втягивают воду через носовые отверстия, и у них не развиты обонятельные доли переднего мозга.

13.    Младших птенцов в гнезде волнистые попугаи кормят чаще и они в процессе развития догоняют старших.

14.    В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

15.    Суставные губы придают суставу большую прочность, но уменьшают размах движений. +

16.    Синовиальные сумки в основном развиваются до рождения, с возрастом их полости уменьшаются.

17.    Действие силы тяги мышцы тем больше, чем ближе к прямому угол, под которым тяга мышцы прилагается к кости. +

18.    У взрослых людей длина тонких кишок относительно больше, чем в раннем детском возрасте.

19.    В годы с недостаточными пищевыми ресурсами корм получают главным образом старшие птенцы, в то время как младшие («запасные птенцы») погибают. +

20.    Все прокариоты - микроорганизмы. +

21.    Образование метана свойственно только прокариотам, а окисление – только эукариотам.

22.    Среди бактерий очень быстро распространяется устойчивость к антибиотикам, в частности, эукариотного происхождения, т. к. гены, обеспечивающие устойчивость к антибиотикам, находятся в плазмидах и передаются латерально. +

23.    Кишечная палочка (E. coli) – санитарно-показательный микроорганизм, присутствие которого в среде рассматривают как показатель свежего фекального загрязнения, т.к. фекалии являются для нее благоприятной средой и  E.coli быстро в них размножается.

24.    При активации транскрипции эукариотических генов происходит ацетилирование гистонов. +

25.    Выход цитохрома С из митохондрий в цитоплазму вызывает апоптоз клетки. +

26.    Водородные связи участвуют в образовании первичной структуры белка.

27.    Гидрофобные хвосты молекул липидов состоят всегда из ненасыщенных жирных кислот.

28.    Подобно липидам белки способны к латеральной диффузии. +

29.    Хромосомы являются ведущими компонентами клетки в регуляции всех обменных процессов. + 

30.    Микротрубочки обеспечивают основные потоки внутриклеточного активного транспорта. +

 

 


Задание 4. Заполните матрицы в соответствии с требованиями заданий.

1. [5 баллов] Сопоставьте физиологическую группу и местообитание и заполните таблицу используя коды:

Источник: http://serial-katina-ljubov.ru/chelovecheskiy-insu...

Добавить комментарий

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *
Температура 39 озноб головная боль боль суставах
Наверх © 2014 Copyright. asustroy.ru